Школьным лесничествам – быть!

Школьные лесничества существуют в России уже не первый десяток лет. Они оказывают практическую помощь в работе лесничеств и лесопользователей и профессионально ориентируют учащихся на обучение лесному мастерству.
Точкой отсчета в истории Всероссийского движения школьных лесничеств принято считать создание в 1952 году ученического отряда «Лесной патруль» в Жуковском лесхозе Брянской области, где ребята совершали свои первые шаги на «лесном» поприще. Вскоре подобные отряды стали создаваться повсеместно. В 1966 г. они получили название «школьные лесничества» и движению был предан официальный статус.
Самыми насыщенными в жизни школьных лесничеств стали 1970-80-е годы. В эти десятилетия с периодичностью один раз в три года проводились Всероссийские слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы. В 1985 г. только в РСФСР насчитывалось 6262 школьных лесничества, в которых участвовало 350 тыс. учащихся.
Преобразования в стране в начале 90-х годов пагубно повлияли на деятельность школьных лесничеств, их количество к 1995 г. значительно сократилось. Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы был вновь проведен только в 1999 году.
В 2004 году были учреждены ежегодные Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» и Международный юниорский лесной конкурс.
В 2012 г. приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 г. № 145 была утверждена федеральная Программа развития движения школьных лесничеств, которая реализуется по сей день.
В соответствии с этим документом сфера деятельности ФБУ «Учебно-методический центр» распространилась и на методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств. Помимо подготовки собственно учебно-методических материалов, Центр также ведет Всероссийскую базу данных школьных лесничеств.
По данным на конец 2014 г. в России насчитывается 1480 школьных лесничеств, объединяющих более 32 тысяч учащихся.
Большинство школьных лесничеств образованы в средних общеобразовательных учреждениях, остальные — на базе станций юных натуралистов, эколого-биологических центров, центров детского творчества, лицеев, школ–интернатов, детских домов и профессиональных образовательных организаций.
На что же были направлены усилия юных лесников в 2014 году? В рамках выполнения лесохозяйственных работ школьники посадили в общей сложности 1560 га лесных культур, посеяли семена на площади 74,552 га, высадили 73 тыс. деревьев и кустарников, заготовили около 35 тыс. кг. семян, шишек и плодов.
Также члены школьных лесничеств провели ряд профилактических мероприятий по защите лесов от вредных организмов. В частности, в 2014 году ими изготовлено и развешано около 13 тыс. гнездовий и 15 тыс. кормушек для птиц. Заготовили школьники и сам корм, остро необходимый в зимний период птицам и зверям – 6 тыс. кг. Ребята обустроили 183 экологические тропы общей протяженностью 477 км.
Школьники совместно со старшими коллегами участвовали в профилактических мероприятиях по охране лесов от пожаров, патрулировали лесные массивы в пожароопасный период.
Также следует обратить внимание на успешность профориентационной деятельности школьных лесничеств. В образовательные организации лесного профиля в 2014 году поступили на обучение около 400 выпускников, состоявших в школьных лесничествах.

ШКОЛЬНЫЕ ЛЕСНИЧЕСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (по данным за 2014 г.)

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники